07.10.2020

П р е п я т с т в и я   н а   п у т и   р а з в и т и я   г о с у д а р с т в е н н о - ч а с т н о г о   п а р т н е р с т в а   в   К а з а х с т а н е  

Введение

К 2016 году в Казахстане была создана, как считается, прочная правовая и институциональная основа для проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), что привело к резкому увеличению формирования ГЧП: в 2016 году было подписано 15 договоров ГЧП, 161 - в 2017 году, 292 - в 2018 году и 294 - в 2019 году.  Помимо того, что Казахстан является лидером в Центральной Азии в части создания правовой и институциональной базы ГЧП и количества подписанных договоров ГЧП, Казахстан также добился успеха в реализации контрольного концессионного проекта Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога протяженностью 66 км (платная дорога вокруг город Алматы), также известного как БАКАД.  Финансовое закрытие этого проекта состоялось 7 августа 2020 года, что сделало его крупнейшим проектом ГЧП в Центральной Азии.

БАКАД поддерживают Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Банк Китая, PGGM, Евразийский банк развития и Исламский банк развития.  Данный проект является прорывным проектом ГЧП для Казахстана, поскольку это первый крупномасштабный проект ГЧП в Центральноазиатском регионе, структурированный с привлечением международных консультантов в рамках открытого конкурса и в соответствии с передовой международной практикой.

Таким образом, на первый взгляд, политика правительства Казахстана в области ГЧП до сих пор была очень успешной. Следует поздравить Министерство национальной экономики и Казахстанский Центр ГЧП, как органов, играющих наиболее важную роль в разработке политики Казахстана в области ГЧП, за то, что было сделано. Однако к 2019 году для всех основных заинтересованных участников стало все более ясно, что развитие ГЧП в Казахстане движется в неправильном направлении, поскольку текущая политика и управление ГЧП оказались неэффективными, зачастую скрывая государственные заимствования.

Генеральная прокуратура, Счетный комитет Министерства финансов и Национальная палата предпринимателей ("Атамекен") провели собственные анализы практики ГЧП в 2019 году и публично подтвердили случаи фиктивных ГЧП, отсутствие прозрачности и неправомерное использования механизма ГЧП, включая коррупцию со стороны региональных и местных чиновников. Проблемы в механизме ГЧП обострились настолько, что в июле 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев признал, что вся концепция ГЧП в Казахстане была дискредитирована.

Неофициальный перевод статьи→

Автор: Шаймерден Чиканаев

Партнер, GRATA International

Регионы
Регион:
Алматы, Казахстан
Отрасль:
Банки и финансы
Специализация:
Финансы и ценные бумаги
Международное торговое и таможенное право, право ВТО
Проектное финансирование и государственно-частное партнерство (ГЧП)
Реструктуризация и банкротство
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда располагать актуальной информацией:

07.10.2020

O b s t a c l e s   t o   P u b l i c - P r i v a t e   P a r t n e r s h i p   D e v e l o p m e n t   i n   K a z a k h s t a n  

Introduction

By 2016 Kazakhstan established what was considered a solid legal and institutional basis for public-private partnership (PPP) projects that led to a sharp increase in PPP formation with 15 PPP agreements signed in 2016, 161 in 2017, 292 in 2018 and 294 in 2019.  In addition to being the leader in Central Asia in terms of establishing a PPP legal and institutional framework and the number of PPP Agreements executed, Kazakhstan has also been successful in pursuing the 66 km Big Almaty Ring Road benchmark concession project (a toll road around the city of Almaty), also known as BAKAD.  This project finally reached its financial closure on 7 August 2020, making it the largest PPP project in Central Asia.

BAKAD is supported by the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), the Bank of China, PGGM, the Eurasian Development Bank and the Islamic Development Bank.  It is a groundbreaking PPP project for Kazakhstan because it is the first large-scale PPP project in Central Asia structured with international advisors in an open competitive process conforming to international best practices.

On its face, therefore, the Kazakhstan government’s PPP policy has so far been very successful. The Ministry of the National Economy and Kazakhstan’s PPP Center, as the bodies with the most important role in developing Kazakhstan’s PPP policy, should be congratulated for what has been done. However, by 2019 it became increasingly clear to all the major stakeholders that PPP development in Kazakhstan was moving in the wrong direction, as current PPP policy and governance proved inefficient, often concealing public borrowing.

The General Prosecutor’s Office, the Accounts Committee of the Finance Ministry, and the National Chamber of Entrepreneurs (Atameken) each conducted their own investigations of PPP practice in 2019 and publicly confirmed cases of fake PPPs, lack of transparency, and misuse of the PPP mechanism, including corruption by regional and local officials. The problems in the PPP mechanism became so acute that in July 2019 Kazakhstan’s President, Kassym-Jomart Tokayev, acknowledged that the whole PPP concept in Kazakhstan had been discredited.

Read more in the Investor's Voice Magazine by The American Chamber of Commerce in Kazakhstan (AmCham) here → 

Author: Shaimerden Chikanayev
Partner, GRATA International

_____________________________________________

One of the most important areas of AmCham activity is its publications and communications strategy that ensures the broadest possible visibility for the Chamber and makes its voice heard where it matters. Our publications are distributed not only to members in Kazakhstan, but to AmCham member companies around the world, including the U.S., Canada, Europe, the Middle East, and Asia-Pacific.

Locations
Location:
Almaty, Kazakhstan
Industry:
Banking & Finance
Practice area:
Finance and Securities
International Trade, Customs and WTO
Project Finance & Public-Private Partnership (PPP)
Restructuring & Insolvency
Subscribe to our newsletter for the latest news and insights: