23.05.2019

В и р т у а л ь н о е   р е з и д е н т с т в о   в    
Э с т о н и и   -   д о с т у п н а я   у с л у г а   д л я    
м о л д а в с к и х   п р е д п р и н и м а т е л е й  

Игорь Попа, Старший партнер Popa & Associates, ассоциированного офиса GRATA International в Молдове рассказал BizLaw в своем интервью о возможностях услуги e-Residency в Эстонии для молдавских предпринимателей.

Мы все знаем, как дорого стоит время. Сильнее всего это ощущается, когда у нас есть бизнес, а взаимодействие с государственными учреждениями неизбежно. Тем не менее, есть решение и для такого вида деятельности, которая отнимает много времени. Более конкретно – э-резиденция в Эстонии. О том, что означает этот инструмент, как можно расширить бизнес, не привязав его к месту регистрации, нам рассказал Игорь Попа, адвокат, юридическая фирма Popa & Associates.

С тех пор как услуга э-резиденции была запущена для всех предпринимателей со всего мира, юридическая фирма «Popa and Associates» приобрела опыт регистрации таких предприятий, а через эстонских партнеров услуга также доступна и для молдавских предпринимателей. Из интервью Вы узнаете, какие возможности предлагает э-резиденция и ее преимущества.

BizLaw: Г-н Попа, у вашей юридической фирмы есть опыт работы с э-резиденцией. Прежде чем обсуждать преимущества такого инструмента, расскажите, что означает э-резиденция.

Игорь Попа: Этот инструмент представляет собой цифровое удостоверение личности, выданное правительством Эстонии, и я сразу хочу сказать, что оно доступно для заинтересованных людей по всему миру. Интересная сторона э-резиденции заключается в том, что у вас есть свобода создавать и управлять онлайн-компанией из любой точки мира.

Если говорить о зарождении э-резиденции, то эта программа была запущена в 2015 году, и в течение трех лет более 30 000 человек из 154 стран подали заявки на э-резиденцию. Вместе они возглавляют более пяти тысяч компаний. Значительная часть тех, кто является электронным резидентом, уже планирует открыть бизнес в ближайшем будущем, и дальнейшее совершенствование программы может привести к экспоненциальному увеличению числа электронных резидентов.

Bizlaw: Такая услуга также доступна для молдавских предпринимателей. Расскажите об опыте юридической фирмы, которую вы возглавляете в этой области

Игорь Попа: Юридическая фирма «Popa and Associates» через эстонских партнеров уже зарегистрировала бизнесы такого рода, и мы продолжаем подавать заявки на э-резиденцию и для молдавских бизнесменов.

Международная юридическая фирма Popa and Associates хочет, чтобы эта услуга была популярной и у себя дома для упрощения управления бизнесом. Хорошая сторона заключается в том, что предприниматель, который хочет получить статус e-резидента, должен представить только минимальный пакет документов и воспользоваться нашим опытом в этой области.

Bizlaw: Для кого была создана э-резиденция и кем она может быть использована? Можно ли сказать, что этот инструмент позволяет сократить административные расходы и трудности в управлении компанией?

Игорь Попа: Конечно, да. Это также является целью э-резиденции. В зависимости от предмета деятельности, те, у кого есть доступ к электронным услугам Эстонии, - это предприниматели.

Тем не менее, люди, которые, как правило, получают наибольшую выгоду от возможностей, предоставляемых э-резиденцией, являются предпринимателями нескольких типов. Здесь речь идет о предпринимателях, предлагающих онлайн-услуги, о тех, кто не имеет физического местонахождения и путешествует «цифровыми кочевниками», или о тех, кто хочет покинуть страну в будущем или просто отвергают расходы и ограничения, связанные с фиксированным офисом. Другая категория предпринимателей, получающих доступ к этому инструменту, - это те, кто хочет работать без препятствий за границей и не хочет присутствовать физически в нескольких государствах. Э-резиденция также доступна для профессионалов, работающих самостоятельно, фрилансеров или подрядчиков.

Как я уже говорил, э-резиденция обеспечивает оптимизацию затрат и снижает бюрократию, которую предполагает деятельность компании, а еще одно преимущество заключается в том, что предприниматели могут работать в правовой и деловой среде ЕС, чтобы воспользоваться электронным повышенным доверием, а также чтобы иметь доступ к финансированию.

Услуга предназначена для предпринимателей, которые говорят на русском и английском языках, так как цифровая инфраструктура Эстонии, а также почти все частные услуги доступны на этих языках, даже если поставщики бизнес-услуг добавляют свои собственные языки.

BizLaw: что происходит, когда предприниматель получает доступ к э-резиденции? Что может электронный резидент?

Игорь Попа: С помощью цифрового удостоверения личности можно получить доступ ко многим электронным услугам. Большинство электронных услуг, доступных для резидентов, в настоящее время связаны с бизнесом. Цифровая идентификационная карта может использоваться только в онлайн-среде и не является действительной формой идентификации за пределами Интернета. Важно отметить, что, хотя электронные резиденты получают выданные правительством цифровые коды (IDNP), аналогичные кодам граждан, э-резиденция не предоставляет гражданства, налогового проживания, места жительства или права на въезд в Эстонию или Европейский Союз. Эта цифровая идентификационная карта не может быть использована в качестве физического удостоверения личности или в качестве проездного документа.

Другими словами, э-резиденция дает человеку все инструменты, необходимые ему для создания и управления бизнесом, независимо от места нахождения, из любой точки мира.

Имея опыт работы в этой области и имея партнеров в Эстонии, хочу рассказать, какие возможности предлагает э-резиденция. Во-первых, цифровая подпись документов и контрактов и проверка подлинности подписанных документов или безопасное шифрование и передача документов. Аналогичным образом, другие возможности включают в себя создание эстонской онлайн-компании, управление компанией из любой точки мира и подача заявок на сторонние услуги, такие как электронный банкинг и удаленные денежные переводы. Доступ к поставщикам услуг онлайн-платежей и декларирование налогов онлайн (в Эстонии) - это другие возможности, к которым можно получить доступ.

BizLaw: Однако для доступа к э-резиденции должны быть выполнены определенные условия. Какие они?

Игорь Попа: Эстония приглашает каждого стать э-резидентом, если он соответствует условиям, установленным программой. Во-первых, лицо, желающее стать электронным резидентом, должно иметь разумный интерес к использованию электронных услуг в Эстонии и не должно проживать в Эстонии с разрешением или правом на проживание. Аналогичным образом, предприниматель-резидент не должен быть иностранцем, проживающим в Эстонии в соответствии с Законом о международном военном сотрудничестве и не имеющим удостоверения личности или вида на жительство, выданным полицией и пограничной службой.

Прежде чем стать электронным резидентом, все заявители проходят проверку в эстонской полиции и пограничной службе, чтобы удостовериться, что цифровая идентификация используется человеком с честными намерениями.

BizLaw: Господин Попа, почему предприниматель из Республики Молдова должен выбрать э-резиденцию? Зачем ему такой инструмент, если у него дома электронные услуги на пике развития?

Игорь Попа: По нашему опыту, клиенты, которые обратились за этой услугой, только выиграли. И я скажу вам, почему. Помимо возможности ведения бизнеса в Интернете, предприниматели используют э-резиденцию для подписи документов, где бы они ни находились, с помощью безопасных цифровых подписей. Это означает, например, что партнерские собрания могут проводиться на расстоянии (онлайн), и предприниматели / партнеры могут мгновенно утверждать онлайн-решения вместо того, чтобы путешествовать или сканировать / подписывать подписанные ими документы.

Кроме того, безопасная цифровая идентификация, предоставляемая э-резиденцией, может помочь в процессе ознакомления с клиентами или партнерами (Know Your Customer) компаниям, которым необходимо аутентифицировать своих клиентов в Интернете. Это может позволить предприятиям взаимодействовать со своими клиентами из сообщества электронных резидентов быстрее, проще и с меньшими затратами, чем с другими клиентами.

BizLaw: Можно ли описать этот инструмент как инструмент, позволяющий избежать определенных обязательных платежей?

Игорь Попа: Определенно нет. Если какой-либо предприниматель хочет избежать уплаты налогов, он автоматически не может воспользоваться э-резиденцией. Хотя э-резиденция может помочь сократить расходы и устранить барьеры на пути развития бизнеса, она не перезаписывает существующие международные налоговые соглашения, так что все предприниматели должны платить законные налоги. И я хочу привести пример - компания по-прежнему обязана платить налоги, если имеет доход и должна импортировать товары в ЕС, в случае если она ведет бизнес за пределами Сообщества. Кроме того, в случае необходимости физического присутствия в рамках ЕС, например, в случае финансовых учреждений, то э-резиденция не является решением проблемы в этом отношении. Кроме того, этой услугой не могут воспользоваться те, кто желает получить эстонское гражданство или право на проезд или проживание в Эстонии или Европейском Союзе. E-резиденция предлагает онлайновый доступ к государственным услугам и предприятиям в Эстонии, хотя возможно получить визу на въезд, как, например, Startup Visa.

Электронная резиденция также не совместима с людьми с преступными намерениями. Э-резиденция - это электронное удостоверение личности, которое выдается правительством и обеспечивает открытый и прозрачный доступ к бизнесу. Все кандидаты подлежат предварительной проверке, проведенной Эстонской полицией и пограничной службой, чтобы убедиться, что она используется законными предпринимателями. Не представляется возможным использовать э-резиденцию для сокрытия деловых интересов, так как данные об акционерах, владельцах и налогообложении являются общедоступными.

В программу не принимаются более крупные фирмы, особенно те, которые занимаются производством (manufacturing). Эти компании имеют сложные потребности, а также физические офисы, поэтому они не могут извлечь выгоду из сокращения административных расходов за счет независимости от местоположения так же, как это могут сделать небольшие компании и компании, состоящие из одного человека. Тем не менее, крупные компании могут воспользоваться преимуществами э-резиденции другими способами, такими как использование цифровых подписей для замены рукописных подписей или использование цифровых идентификационных карт для улучшения ознакомления с клиентами / партнерами (Know Your Customer), как я уже упоминал ранее.

Лица, которые не могут получить международные финансовые услуги из-за того, что они живут в юрисдикции, классифицированной группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) как «высоко рискованная и не сотрудничающая», не могут быть электронными резидентами этой программы. В настоящее время это Северная Корея, Сирия, Иран, Ирак, Пакистан, Сербия, Эфиопия, Тринидад и Тобаго, Вануату и Йемен. Однако это основано на проживании, а не на гражданстве, поэтому граждане тех стран, которые живут за границей, могут воспользоваться преимуществами э-резиденции.

BizLaw: Расскажите о процедуре получения э-резиденции. Каким шагам должен следовать предприниматель, чтобы получить статус е-резидента?

Игорь Попа: Есть несколько простых шагов. Прежде всего, требуется онлайн-форма на английском языке. Это занимает до 15 минут. Для последующего заполнения формы потребуется несколько документов, таких как копия удостоверения личности заявителя, фотография паспорта, мотивационное письмо и банковская карта (карта Visa / Master) для оплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина, выплачиваемая заявителем, составляет 100 евро и покрывает административные расходы, связанные с администрированием цифровой идентификационной карты и проверками, проводимыми государственными учреждениями. В то же время необходимо указать место, где заявитель может забрать цифровую идентификационную карту. Его можно забрать в любом посольстве / консульстве Эстонии, полиции и пограничной службе Эстонии.

После отправки заполненной формы запрашивающее лицо получит подтверждение о получении формы, и далее следует проверка, проводимая эстонской полицией и пограничной службой. Обработка заявки занимает около 30 дней. В течение этого времени эстонская полиция и пограничная служба могут запросить дополнительную информацию у запрашивающего лица. Также можно узнать статус заявки, связавшись с эстонской полицией и пограничной службой.

BizLaw: Что произойдет после того, как предприниматель, который подал заявку на получение статуса резидента, принят?

Игорь Попа: Как только заявка будет принята, запрашивающее лицо будет уведомлено по электронной почте Эстонской полицией и Пограничной службой. Впоследствии он получит еще одно электронное письмо о том, где можно получить цифровое удостоверение личности (e-residency kit). Помимо самого удостоверения, запрашивающая сторона получит считыватель карт (card reader) и коды доступа. Цифровое удостоверение личности будет храниться в течение шести месяцев в месте, указанном запрашивающим лицом в форме, и, если его не заберут в течение этого времени, оно будет уничтожено. Наконец, прежде чем получить удостоверение личности, у вас снимут отпечатки пальцев, и вы нанесете физическую подпись. После этого управление вашим бизнесом становится простым и удобным.

BizLaw: Эстония - одно из наиболее технологически развитых государств. Из вашего опыта общения с партнерами из Эстонии, расскажите, чему мы должны научиться у них.

 

Игорь Попа: Мы должны узнать, что технологические услуги и новшества экономят время. В этом смысле э-резиденция является очень хорошим примером. Хотя некоторые процедуры были упрощены в Республике Молдова и все больше внедряются различные электронные услуги, молдавские предприниматели должны знать, что они могут получить доступ к этой услуге. Мы, имея опыт работы в этой области, оказываем необходимую поддержку и помощь.

BizLaw: спасибо!

 

Источник: интервью для портала Bizlaw.md, от 2 мая, 2019.

Регионы
Автор: Игорь Попа
Регион:
Кишинев, Молдова
Франкфурт-на-Майне, Германия
Отрасль:
Банки и финансы
Промышленность и торговля
Фармацевтика и здравоохранение
Технологии, медиа и телекоммуникации
Транспорт
Специализация:
Антимонопольное право
Защита персональных данных и конфиденциальность
Финансы и ценные бумаги
Интеллектуальная собственность
Проектное финансирование и государственно-частное партнерство (ГЧП)
Недвижимость
Налоговое право
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда располагать актуальной информацией:

23.05.2019

E - r e s i d e n c y   i n   E s t o n i a   -   a n    
a f f o r d a b l e   s e r v i c e   f o r    
M o l d o v a n   e n t r e p r e n e u r s  

Igor Popa, a Senior partner at the Popa & Associates, the associate office of GRATA International in Moldova, spoke in an interview with BizLaw about the opportunities of the E-residency service in Estonia for Moldovan entrepreneurs.

We all know how expensive our time is. This is more likely to be felt when we have a business, and interaction with state institutions is inevitable. However, there is also a solution for this kind of time-consuming activity. More specifically - e-residency in Estonia. In order to find out what this tool means, how can a business be expanded not being linked to place of its registration, we discussed with Igor Popa, lawyer at the Popa & Associates Law Office.

Since the e-residency service has been launched for all entrepreneurs from all over the world, the "Popa and Associates" law firm has gained experience in registering such businesses, and through Estonian partners, the service is also accessible to Moldovan entrepreneurs. Find out from interview, what opportunities does e-residency offer and what are the benefits.

BizLaw: Mr. Popa, your law firm has experience with e-residency. Before discussing the benefits of such an instrument, I would like you to explain what e-residency means.

Igor Popa: This tool is a digital ID issued by the Government of Estonia, and I would like to point out that it is accessible to interested people around the world. The interesting part of e-residency is that you have the freedom to set up and run an online company from anywhere in the world.

Regarding beginnings of e-residency, this program was launched in 2015 and, for three years, more than 30,000 people from 154 countries applied for e-residency. Together, they lead more than five thousand companies. A significant part of those who are e-residents already have plans to open a business in the near future, and further improvements to the program have the potential to exponentially increase the number of e-residents.

Bizlaw: Such a service is also available for Moldovan entrepreneurs. What is the experience of the law firm you are leading in this area?

Igor Popa: The law firm "Popa and Associates" through Estonian partners has already registered such businesses and we continue to apply for e-residency for Moldovan businessmen.

International law firm Popa and Associates wants this service to be popular in Moldova too, in order to simplify business management. The good side is that an entrepreneur who wants to obtain e-resident status must submit only a minimum set of documents and benefit from our experience in this area.

Bizlaw: For whom was e-residency created and by whom can it be used? Can we say that this tool comes to reduce the administrative costs and difficulties of running the company?

Igor Popa: Certainly yes. This is also the objective of e-residency. Depending on the object of activity, those who have access to the electronic services offered by Estonia are the entrepreneurs.

However, people who tend to benefit most from the opportunities offered by e-residency are several types of entrepreneurs. Here we are talking about entrepreneurs offering online services, those who do not have a physical location and are traveling "digital nomads" or those who want to leave the country in the future or simply reject the costs and constraints of a fixed office. Another category of entrepreneurs accessing this tool are those who want to work without obstacles abroad and do not want to have physical presence in several states. E-residency is also available for professionals who work alone, freelancers, or contractors.

As I have already said, e-residency brings cost optimization and reduces bureaucracy imposed by a company's business, and another advantage is that entrepreneurs can operate within the EU legal and business environment, in order to benefit from increased online trust and have access to funding.

The service is intended for entrepreneurs who speak Russian and English, as Estonia's digital infrastructure, as well as almost all private services, can be accessed in these languages even though business service providers add their own languages.

BizLaw: What happens when an entrepreneur accesses e-residency? What can an e-resident do?

Igor Popa: With the digital identity card, a lot of electronic services can be accessed. Most e-services available to e-residents are currently business related. The digital ID card can only be used in an online environment and is not a valid form of identification outside of the internet. It is important to note that although e-residents receive government-issued digital codes (IDNPs) similar to those of citizens, e-residency does not confer citizenship, tax residency, residency or right of entry into Estonia or the European Union. That digital ID card cannot be used as a physical identification or as a travel document.

In other words, e-residency empowers the person with all the tools he needs to establish and manage a location-independent business from anywhere in the world.

Having experience in this area and having partners in Estonia, let me tell you what opportunities e-residency offers.

First, digital signing of documents and contracts and verifying the authenticity of signed documents or encrypting and transmitting documents safely. Similarly, other possibilities include setting up an Estonian online company, managing the company from anywhere in the world, and applying for third-party services such as e-Banking and remote money transfers. Accessing online payment service providers and declaring taxes online (in Estonia) are other opportunities that can be accessed.

BizLaw: However, certain conditions must be met, in order to access e-residency. Which are these?

Igor Popa: Estonia invites everyone to become an e-resident as long as the conditions imposed by the program are met. First, the person who wants to be an e-resident must have a reasonable interest in the use of electronic services in Estonia and must not live in Estonia with a permit or residency right. Similarly, an e-resident entrepreneur should not be a foreigner residing in Estonia under the International Military Cooperation Act and not holding an identity or residency card issued by the Police and the Border Guard Board.

Before becoming an e-resident, all applicants are screened by the Estonian police and the Border Guard Board, in order to ensure that digital identity is used by a person with honest intentions.

BizLaw: Mr. Popa, why an entrepreneur from the Republic of Moldova should choose e-residency? Why would he need such an instrument, since in his country electronic services are in full swing?

Igor Popa: From our experience, our customers, who used this service, have only gained. And I tell you why. In addition to being able to run an online business, e-residency is used by entrepreneurs, in order to sign documents wherever they are through secure digital signatures. This means, for example, that partner assemblies can take place at a distance (online), and entrepreneurs / associates can instantly approve online decisions instead of having to travel or scan / sign the papers signed by them.

Additionally, the secure digital identity provided by e-residency can help, in knowing customer or partner, companies who need to authenticate their customers online. This can allow companies to interact with their customers from e-resident community more quickly, easier and at a lower cost than with other customers.

BizLaw: Can this tool be described as one that avoids certain mandatory payments?

Igor Popa: Definitely not. And that's because if an entrepreneur wants to avoid paying taxes, he cannot automatically get e-residency. Although e-residency can help reduce costs and remove barriers to business development, it does not rewrite existing international treaties on tax matters so that all entrepreneurs have to pay taxes correctly if they are due. And I'll come up with an example - a company still has the obligation to pay taxes if it earns revenue and needs to import goods into the EU, if the company does it outside of the community space. In addition, if a physical place is needed within the EU, such as a financial institution, then e-residency is not a solution to this. Similarly, people who want to obtain Estonian citizenship or the right to travel or live in Estonia or the European Union cannot benefit from this service. E-residency offers online access to Estonian public services and business, although there is a possibility to get an entry visa as Startup visa.

E-residency is also not compatible with people with criminal intentions. E-residency is a government-issued digital ID card that provides open and transparent business access. All applicants are subject to preliminary checks by the Estonian Police and the Border Guard Board, in order to ensure that it is used by legitimate contractors. It is not possible to use e-residency, in order to hide business interests because shareholders, owners and taxation are public.

No larger firms, especially those involved in manufacturing, are accepted in the program. These companies have complex needs as well as physical offices so they cannot benefit from reducing administrative costs through location independence in the same way that smaller and single-person companies can. However, larger companies can benefit from the advantages of e-residency in other ways - such as the use of digital signatures in order to replace handwritten signatures or the use of digital ID cards in order to improve customer / partner knowledge (Know Your Customer), as I mentioned earlier.

Individuals who are unable to obtain international financial services because they live in a jurisdiction classified as "high risk and non-cooperative" by the Financial Action Task Force (FATF), cannot be e-residents of this program. Currently, these are North Korea, Syria, Iran, Iraq, Pakistan, Serbia, Ethiopia, Trinidad and Tobago, Vanuatu and Yemen. However, this is based on residency, and not on nationality, so that citizens of those countries living abroad can benefit from the advantages of e-residency.

BizLaw: Tell us the procedure for obtaining e-residency. What steps should an entrepreneur follow in order to gain e-resident status?

Igor Popa: There are several simple steps. First of all, an online form is required, which is in English. It takes up to 15 minutes. Subsequent completion of the form will require several documents, such as a copy of the applicant's identity card, a passport photo, a letter of motivation, and a bank card (Visa / Master card) in order to pay the state fee.

The state fee paid by the applicant amounts to 100 euro and covers the administrative costs related to the administration of the digital ID card and the checks carried out by the state institutions. At the same time, it will be necessary to indicate the location where the applicant can pick up the digital ID card. It can be picked up at any embassy / consulate of Estonia or the Police and Border Guard Board in Estonia.

After sending the completed form, the requesting person will receive a confirmation of the form receipt and then the checks made by the Estonian Police and the Border Guard Board follow. Application processing takes about 30 days. During this time, the Estonian Police and the Border Guard Board may request additional information from the requesting person. It is also possible to find the status of the application by contacting the Estonian Police and the Border Guard Board.

BizLaw: What happens after the entrepreneur who has applied for e-resident status is accepted?

Igor Popa: Once the application has been accepted, the requesting person will be notified by email by the Estonian Police and the Border Guard Board. Subsequently, he will receive another e-mail about where the e-residency kit can be picked up. In addition to the digital card itself, the requester will receive a reader card and access codes. The digital identity card will be kept for six months at the headquarters mentioned by the requesting person in the form, and if it is not picked up during that time, it will be destroyed. Finally, before you get your ID, your fingerprints will be taken and you will put a physical signature. Afterwards, managing your business becomes simple and convenient.

BizLaw: Estonia is one of the most technologically advanced states. From your experience of interacting with partners there, what do we have to learn from them?

Igor Popa: We have to learn that the technological services and novations save time. E-residency is, in this regard, a very good example. Although certain procedures have been simplified in the Republic of Moldova and various electronic services are being implemented more and more, Moldovan entrepreneurs need to know that they can access this service. We, with experience in the field, come with the necessary support and assistance.

BizLaw: Thank you!

 

Source: interview for Bizlaw.md portal, 2 May 2019.

Locations
Author: Igor Popa
Location:
Chisinau, Moldova
Industry:
Banking & Finance
Pharmaceuticals & Healthcare
Technology, Media & Telecommunications
Practice area:
Data Protection & Privacy
Finance and Securities
Intellectual Property
Project Finance & Public-Private Partnership (PPP)
Tax
Subscribe to our newsletter for the latest news and insights: