28.10.2019

Б ы т ь   у ч р е д и т е л е м     э т о   р и с к ?  

Автор: Автор - Жанна Жигалова, младший юрист GRATA International Saint-Petersburg

Осуществляя предпринимательскую деятельность, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в условиях нестабильности рынка, колебаний курса и потребительского спроса у компании могут возникнуть признаки банкротства.

Известно, что при признании должника банкротом и распределении конкурсной массы кредиторы не получают желаемой суммы, по статистическим данным федресурса кредиторы получают лишь только 1/18 ожидаемой денежной суммы, что негативным образом сказывается на финансовом состоянии должника. На помощь кредиторам приходит институт субсидиарной ответственности, служащий средством защиты кредиторов.

По общим правилам учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица. Факт наступления банкротства должника недостаточен для привлечения учредителя к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.  Однако если будет доказана причинно-следственная связь между введением процедуры банкротства и действиями или бездействием учредителя, то учредитель привлекается к субсидиарной ответственности.

Появление института субсидиарной ответственности в российском праве связано с западным трендом - «прокалывания корпоративной вуали». Идея так называемого «прокалывания корпоративной вуали» – это возможность уверить контрагента в том, что если компания будет действовать явно недобросовестным способом, то существует возможность защиты прав кредиторов путем привлечения ее участников к ответственности по обязательствам компании.

Учредитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим после истечения совокупности предельных сроков, отведенных на созыв, подготовку и проведение собрания участников, и принятия решения о понуждении генерального директора по обращению с заявлением о банкротстве юридического лица. При этом срок, с которого может быть привлечен учредитель по обязательствам должника начинает исчисляться через 10 дней со дня, когда привлекаемое лицо узнало или должно было узнать о неисполнении руководителем, ликвидационной комиссией должника обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве.

Учредителям полных товариществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов не уйти от субсидиарной ответственности, так как субсидиарная ответственности таких лиц закреплена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявление арбитражного управляющего будет удовлетворено в ста процентах случаев.

Не каждый учредитель юридических лиц (кроме вышеуказанных), в соответствии со статьей 61.10 Закона о банкротстве, может быть привлечен к субсидиарной ответственности, а только тот, кто самостоятельно имел право распоряжаться более, чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью/акций акционерного общества либо совместно с заинтересованными лицами.

Вышеуказанная статья хоть и содержит фразу «более половиной», однако, под понятие «контролирующее лицо должника» попадают и те лица, которые имеют 50 процентов акций или долей общества, когда в обществе всего два участника.

Читать далее →

Регионы
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда располагать актуальной информацией:

28.10.2019

I s   i t   r i s k y   t o   b e   a   f o u n d e r ?  

Author - Zhanna Zhigalova, Junior Lawyer GRATA International Saint-Petersburg 

By carrying out entrepreneurial activities, i.e. independent activities carried out at its own risk, aimed at systematic profit from the use of property, sale of goods, performance of works or provision of services, in conditions of market instability, exchange rate fluctuations and consumer demand, the company may experience signs of bankruptcy.

It is known that when a debtor is declared bankrupt and the bankruptcy estate is distributed, creditors do not receive the desired amount, according to the statistics of the Federal resource, creditors receive only 1/18 of the expected amount of money, which negatively affects the financial condition of the debtor. To the aid of creditors comes the institution of subsidiary liability, which serves as a means of protecting creditors.

According to the General rules, the founder (participant) of a legal entity or the owner of its property shall not be liable for the obligations of the legal entity. The fact of bankruptcy of the debtor is insufficient to attract the founder to subsidiary liability for the obligations of the debtor.  However, if the causal relationship between the introduction of bankruptcy proceedings and the actions or omissions of the founder is proved, the founder is held liable for subsidiary liability.

The emergence of the institution of subsidiary responsibility in Russian law is associated with the Western trend - "piercing the corporate veil". The idea of the so-called "breaking the corporate veil" is an opportunity to assure the counterparty that if the company acts in a clearly unfair manner, then there is a possibility of protecting the rights of creditors by holding its participants liable for the obligations of the company.

The founder may be held vicariously liable for obligations arising after the expiration of the established term for convening, preparing and holding a meeting of participants, as well as the decision to compel the General Director to file for bankruptcy of a legal entity. In this period, which can be called the founder of the debtor's obligations begin after 10 days from the date when the person involved learned or should have learned about the failure of the head of the liquidation Commission of the debtor's obligation to apply to the court for bankruptcy.

Founders of General partnerships, peasant (farmer) farms, production cooperatives cannot escape from subsidiary liability, since subsidiary liability of such persons is fixed by the norms of the Civil code of the Russian Federation. The application of the arbitration Manager will be satisfied in one hundred percent of cases.

Not all founders of legal entities (except those mentioned above), in accordance with article 61.10 of the bankruptcy Law, but only those who independently had the right to dispose of more than half of the authorized capital of a limited (additional) liability company / shares of a joint-stock company or jointly with interested parties, may be brought to subsidiary liability.

The above article even contains the phrase "more than half", but the term "person controlling the debtor" refers to those who have 50 percent of the shares or the company, when there are only two parties in the company.

Read more →

Locations
Subscribe to our newsletter for the latest news and insights: