10.02.2021

Д о с т у п   к   м е ж д у н а р о д н о м у   а р б и т р а ж у   п р и   у р е г у л и р о в а н и и   с п о р о в   м е ж д у   и н в е с т о р о м   и   г о с у д а р с т в о м   в   У з б е к и с т а н е  

Доступ к международному арбитражу при урегулировании споров между инвестором и государством в Узбекистане

Развитие притока прямых иностранных инвестиций в Узбекистан приобрело глоток свежего воздуха после кардинальных изменений в высших политических структурах в 2017-2018 годах. С тех пор в Узбекистане активно реализуется ряд реформ, направленных на развитие бизнеса. Недавние изменения в узбекском инвестиционном законодательстве, в том числе государственные гарантии, предусмотренные национальным законодательством, двухсторонними и многосторонними инвестиционными соглашениями (ДИС и МИС) только способствуют входу инвестора на рынок Узбекистана.

Одной из важнейших гарантий для инвестора является право на доступ к международному арбитражу. Невозможно отрицать, что из-за высокого риска предвзятости, а также недостаточной компетентности национальных судебных органов, отказ в осуществления правосудия оценивается инвестором как первоочередный риск в случае обращения в национальный суд. Здесь наблюдается явное столкновение интересов государства и инвестора, поскольку страна в которую вливают инвестиции (страна пребывания) в большинстве случаев стремится разрешить инвестиционные споры  в рамках своей юрисдикции (доктрина Кальво).

Такой же сценарий можно увидеть и в Узбекистане. Так, в соответствии со статьей 63 Закона "Об инвестициях и инвестиционной деятельности" № ZRU-598 от 25 декабря 2019 года ("Закон об инвестициях"), спор, связанный с иностранными инвестициями и возникающий при осуществлении инвестиционной деятельности иностранного инвестора (инвестиционный спор) в Республике Узбекистан, разрешается следующим образом:

ЭТАП 1

ЭТАП 2

ЭТАП 3

ЭТАП 4

ПЕРЕГОВОРЫ

МЕДИАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СУДЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

Переговоры — это непосредственное взаимодействие сторон (или их законных представителей) в целях достижения мирового соглашения.

 

Порядок ведения переговоров не установлен законодательством Республики Узбекистан.

 

 

 

В случае тщетности переговоров, начинается этап медиации. 

 

Медиация — это процесс, в ходе которого нейтральное лицо оказывает сторонам содействие в обсуждении вопроса и достижении решения.

 

Медиация осуществляется в соответствии с Законом "О медиации" № ZRU-482 от 03.07.2018 года.

 

Несмотря на то, что результаты переговоров и медиации не имеют обязательной юридической силы, они являются обязательными предварительными условиями до национального суда или арбитража. 

 

Если по результатам медиации стороны не пришли к согласию, спор переходит на рассмотрение национальных судов Республики Узбекистан. 

 

На этом этапе одна из сторон подает иск в соответствующий экономический суд Узбекистана.

 

Производство по делу осуществляется в соответствии с Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Обращение в международный арбитражный суд – это последняя инстанция для разрешения инвестиционного спора, используемая только в случае невозможности разрешения инвестиционного спора в рамках трех предыдущих этапов.

Каким образом и на каких условиях сторона может подать иск в арбитражный суд, зависит от выбора места спора в арбитражной оговорке.

 

Как можно видеть, каждый из этапов является обязательным. На пред-арбитражных этапах, таких как переговоры и медиация, инвесторы склонны сокращать время этих процедур либо начинать их одновременно в целях экономии времени.

Что же касательно следующих этапов,  до обращения в МЦУИС или любой другой международный арбитражный суд, инвестор обязан сперва пройти через производство в экономических судах Узбекистана (правило исчерпания внутригосударственных средств защиты). Очевидно, что данное положение является камнем преткновения на пути обращения в международный арбитраж. При этом, следует иметь в виду, что  международные соглашения, ратифицированные Узбекистаном, рассматриваются как неотъемлемая часть его национального законодательства. Поэтому, в случае каких-либо коллизий между международным соглашением или любым другими нормативно-правовым актом Узбекистана,приоритет будет отдаваться первому.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, РАТИФИЦИРОВАННЫЕ УЗБЕКИСТАНОМ

-     Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 года («Конвенция МЦУИС»)

ратифицирован Узбекистаном 25.08.1995

-     Договор к энергетической хартии 1994 года («ДЭХ»)

ратифицирован Узбекистаном 22.12.1995

другие двухсторонние инвестиционные соглашения («ДИС»)

Так, каждый из вышеперечисленных международных соглашений может стать основанием для прямого доступа к иностранному арбитражу, в случае, если обе стороны явственно выразили свое согласие на это в арбитражной оговорке. Фактически, большинство арбитражных судов требует письменного согласия обеих сторон на арбитражное разбирательство ("ratione voluntatis").  Например, согласно статье 25 Конвенции МЦУИС, иностранные инвесторы должны включать в арбитражную оговорку согласие на арбитражное разбирательство в рамках МЦУИС. Никакое одностороннее предложение не принимается во внимание, что означает, такое согласие должно быть взаимным и одинаково применяться для каждой из сторон.

Другая возможность пропустить национальные суды возникает в случаях, когда согласие дается государством в международных инвестиционных договорах, таких как ДИС. В настоящее время существует  46 действующих ДИСов с участием Узбекистана. Если страна инвестора является участником ДИС, инвестору будет предоставлен набор стандартных гарантий, которые, среди прочего, могут включать право на доступ к международному арбитражу. Например, некоторые двухсторонние инвестиционные договоры с Узбекистаном, такие как ДИС Швейцария - Узбекистан (1993 г.), ДИС Япония - Узбекистан (2008 г.) предусматривают возможность подачи иска непосредственно в арбитражный суд.

В противном случае в ДИС могут быть рассмотрены и другие методы урегулирования успоров, предусматривающие в качестве альтернативы либо национальный суд, либо иностранный арбитраж (пункты Fork-in-the-Road). Например, ДИС Россия-Узбекистан (2013 г.) или ДИС Китай-Узбекистан (2011 г.) исключают необходимость обращения в национальные суды при условии, что стороны включили в арбитражную оговорку соответствующий механизм разрешения споров. Необходимо признать, что ДИСы с такой развилкой в разрешении споров являются наиболее распространенными среди других.

Важно также остановиться на редком виде ДИСов, которые препятствуют арбитражному разбирательству с требованием об использовании местных средств правовой защиты. Как правило, такие оговорки можно встретить преимущественно в старых двухсторонних инвестиционных договорах, таких как ДИС Иран - Узбекистан (2000).

В случае отсутствия ДИС или арбитражного соглашения, на которое может полагаться иностранный инвестор, международный арбитраж может быть доступен на основе многосторонних инвестиционных соглашений (МИС), таких как ДЭХ, которые содержат согласие государства на арбитраж. При этом, важно подчеркнуть, что Конвенция МЦУИС не подразумевает согласия стран-участников конвенции. В соответствии с преамбулой Конвенции МЦУИС, факт самого участия в Конвенции не означает прямого согласия на юрисдикцию МЦУИС арбитража. Фактически, ни один из МИСов, ратифицированных Узбекистаном, не предоставляет исключительной юрисдикции международным арбитражным судам. Например, в соответствии со статьей 26 ДЭХ, инвестор может подать иск в МЦУИС, Торговую палату Стокгольма или начать производство в соответствии с правилами ЮНСИТРАЛ, только при условии, что все местные средства правовой защиты в принимающей стране были исчерпаны. При этом, важно учитывать особую сферу влияния ДЭХ, споры по которому, согласно Статье 1(6), распространяются только на инвестиции в энергетическом секторе.

Как видно, доступ к международному арбитражу может быть предоставлен несколькими способами. Так или иначе, правильное составление арбитражной оговорки или арбитражного соглашения между сторонами имеет наиважнейшую роль для облегчения доступа к международному арбитражу.

СОСТАВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОЙ ОГОВОРКИ

Стороны могут выбрать местом разрешения споров  арбитраж ad-hoc или институциональный арбитраж. Выбор места спора − ключевой момент для каждого арбитражного соглашения. При выборе, стороны учитывают такие факторы, как соотношение цены и качества, репутацию суда, скорость производства, опыт арбитров и т.д. Ниже представлены места для урегулирования споров инвестора-государства, которые в большинстве случаев применяются в Узбекистане:

АРБИТРАЖНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ СМЕШАННЫХ СПОРАХ (ИНВЕСТОР-ГОСУДАРСТВО)

Метод №1

Название института

Комментарии

 Арбитраж ad-hoc

                     −

Арбитраж ad-hoc — это разбирательство, не проводимое каким-либо институтом (например, LCIA, ICC, PCA или МЦУИС). Таким образом, для создания ad-hoc арбитража, сторонам необходимо детально прописать порядок выбора арбитров, арбитражные процедуры, место администрирования, административную поддержку и другие процессуальные вопросы.

 

Как правило, стороны чаще всего обращаются к Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ 1976 года (пересмотренный в 2010 году). По сути дела, Регламент ЮНСИТРАЛ может быть применим как для арбитражного разбирательства ad-hoc, так и для институционального арбитража.

 

Метод №2

Название института

Комментарии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институциональный арбитраж

МЦУИС

В контексте инвестиционных споров особое внимание стоит уделить Международному центру по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

МЦУИС был учрежден в 1965 году в соответствии с Конвенцией о процедуре урегулирования инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами.

По сравнению с другими учреждениями, МЦУИС устанавливает более строгие критерии доступа к своему арбитражу.

Первоочередным критерием для передачи спора в арбитраж МЦУИС является то, что страна проживания и страна пребывания иностранного инвестора должны быть сторонами Конвенции МЦУИС.

 

Далее, МЦУИС оценивает свою юрисдикцию на основании:

i)             критериев, относящихся к сторонам процесса (ratione personae);

ii)            критериев инвестирования (ratione materiae);

iii)           временных критериев (ratione temporis).

 

ППТС

Постоянная палата третейского суда (ППТС) является уникальным институтом для урегулирования споров.

 

ППТС, впервые учрежденная Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных споров 1899 года, считается одним из старейших институтов по урегулированию споров между инвестором и государством. ППТС предоставляет административные услуги по арбитражу, назначает арбитров и как правило использует регламент ЮНСИТРАЛ для рассмотрения арбитражного спора.

 

другие учреждения

Среди других наиболее предпочтительных международных арбитражных институтов для передачи инвестиционных споров необходимо выделить Международную торговую палату (ICC), Лондонский суд международного арбитража (LCIA), Сингапурский международный арбитражный центр (SIAC), формируемый на основе их собственного регламента, или Регламента ЮНСИТРАЛ 2010 года.

 

Отдельное внимание следует уделить Ташкентскому международному арбитражному центру (TIAC) - институту, созданному в 2018 году и имеющему большой потенциал в качестве места рассмотрения споров в арбитражных соглашениях с Узбекистаном.

 

Как можно увидеть, инвестору предоставляется большой выбор местов спора. На данном этапе, инвестору необходимо удостовериться в возможности обеспечения выполнения решения конкретного институционального либо ad-hoc арбитража.  С этой целью рекомендуется выбрать место арбитража в стране, которая является страной-участницей Нью-Йоркской конвенции 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений («Нью-Йоркская конвенция»).

Более того, инвестором должна учитывается специфика отношений с государством, который в отличие от обычного контрактера обладает правом суверенного иммунитета. Поэтому, в целях нежелательных процессуальных последствий, государство может отказаться от своей юрисдикции путем включения оговорки об отказе от иммунитета (waiver of sovereign immunity) в арбитражном соглашении. Однако, по понятным причинам, получение такой оговорки довольно сложно и у иностранного инвестора должны быть сильные переговорные позиции для ее получения. Важно также понимать, что оговорка об отказе не должна противоречить законодательству государства, так как в противном случае ее можно посчитать ничтожной.

Кроме того, иностранный инвестор должен обеспечить надлежащий выбор суда, включенного в арбитражную оговорку инвестиционного договора, чтобы арбитражный суд или арбитраж ad-hoc обеспечил ему правомочность рассмотрения дела (принцип компетенции компетенции).

При условии соблюдения всех критериев, арбитражные решения по спору между инвестором и государством будет считаться окончательным и не будет подлежать передаче в другой арбитражный или национальный суд (принцип res judicata). Признание и приведение в исполнение решений иностранных арбитражей по инвестиционным спорам может быть осуществлено либо на основании Нью-Йоркской конвенции, либо на основании Конвенции МЦУИС.

Арбитражные решения по Конвенции МЦУИС подлежат автоматическому приведению в исполнение, тогда как арбитражное решение по Нью-Йоркской конвенции требует как признания, так и приведения в исполнение. Сам процесс приведения в исполнение осуществляется экономическими судами Республики Узбекистан. Кроме того, при признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, суды Республики Узбекистан ркуоводствуются положениями Экономического процессуального кодекса, Закона "Об исполнении судебных решений и актов других органов" № 258-II от 29.08. 2001 года и других нормативно-правовых актов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рост притока иностранного капитала в Узбекистан привел к естественному росту договорных отношений между иностранным инвестором и государством: отношений, которые выходят за пределы юрисдикции одной страны. Иностранные инвесторы стремятся разрешить свои споры на интернациональном уровне полагаясь на международный принцип дипломатической защиты иностранных инвесторов.

В противовес этому,  узбекское законодательство в целях защиты своих суверенных прав ограничивает арбитраж, требуя сперва разрешить спор внутри своей юрисдикции. Несмотря на это, у инвестора остается целый ряд способов для обращения к нейтральному месту разрешения споров.

Согласно узбекскому законодательству, прямой доступ к арбитражу будет предоставлен иностранному инвестору только в том случае, если правительство даст письменное согласие на арбитраж на основе МИСа или ДИСа или/и арбитражного соглашения.

Основанием для прямого обращения к международному арбитражу может послужить и только ДИС, за исключением случаев, когда его положения не предусматривать другого порядка.

Во всех других случаях инвестор будет обязан пройти через обязательную стадию разбирательсва в национальных судах Узбекистана.

Скачать→

Автор:  Хушматова Малика, Юрист

GRATA International, Узбекистан

Регионы
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда располагать актуальной информацией:

10.02.2021

A c c e s s   t o   i n t e r n a t i o n a l   a r b i t r a t i o n   i n   i n v e s t o r - s t a t e   d i s p u t e   s e t t l e m e n t   ( I S D S )   i n   U z b e k i s t a n  

Access to International Arbitration  in investor-state dispute settlement  (ISDS) in Uzbekistan

The influx of foreign direct investment in Uzbekistan has found a breath of fresh air after fundamental changes in the higher political structures in 2017-2018. Since that, several reforms pro-business credentials have been vigorously enforced in Uzbekistan. By virtue of the recent amendments in the Uzbek investment law, the state guarantees provided by national law, BITs and MITs cherish a hope for the investor entering the Uzbek market.

Among one of the paramount guarantees is the right to access international arbitration. One cannot deny that due to the high risk of bias or lack of expertise by national judicial organs, denial of justice is overseen as a front-row risk for the investor facing an obligation to refer to the national court. Here is the obvious clash of state’s and investor’s interests, since in most of the cases the host country seeks to resolve disputes with investors within its jurisdiction (Calvo doctrine).

The same scenario may be viewed in Uzbekistan. As per Article 63 of the Law "On Investments and Investment Activities" No. ZRU-598 of December 25, 2019 (the “Law on Investments”), a dispute related to the investment activities of a foreign investor in the Republic of Uzbekistan shall be resolved in the following manner:

STAGE 1

STAGE 2

STAGE 3

STAGE 4

NEGOTIATION

MEDIATION

DOMESTIC    COURTS

INTERNATIONAL ARBITRATION COURT

Negotiation − is the direct engagement of the parties (or their legal representatives) for the sake of reaching an amicable agreement.

 

The order of negotiation is not fixed by the Uzbek law.

In case negotiation does not yield results, starts the stage of mediation. 

Mediation – is the process where a neutral person assists the parties in discussing the matter and reaching a resolution.

Mediation shall be made in compliance with the Law “On mediation” No. ZRU-482 as of July 3, 2018.

Though negotiation and mediation results have no binding effect based on the law, these are the obligatory pre-requisites before domestic courts or arbitration stages. 

If negotiation and mediation stages prove fruitless, the dispute is referred to the domestic courts of Uzbekistan. 

 

At this stage, one of the parties shall file the lawsuit with the relevant economic court of the Republic of Uzbekistan.

 

The hearing is made in accordance with the Economic Procedural Code of the Republic of Uzbekistan.

Bringing the claim to the international arbitration court is seen as the last resort remedy, used only if it is not possible to resolve investment dispute via the three previous stages.

How and under which conditions the party can lodge the claim with the arbitration court depends on the forum chosen in the arbitration agreement.

As can be seen, each of the steps is mandatory. For the pre-arbitration stages like negotiation and mediation, investors are mostly inclined to circumvent those by shortening or initiating simultaneously for the time-saving purposes.

As regards domestic courts stage, before referring to ICSID or any other international arbitration court, the investor-party shall have no other recourse but to have a chance with the economic courts of Uzbekistan first (exhaustion of local remedies rule). Evidently, this provision is a stumbling block on the way of applying to the international arbitration. However, one shall bear in mind that international treaties ratified by Uzbekistan are considered as integral part of its domestic law and in case of any inconsistencies would have priority.

INTERNATIONAL INVESTMENT TREATIES, RATIFIED BY UZBEKISTAN

 

-       1965 Convention on the Procedure for the Settlement of Investment Disputes between States and Foreign Persons (the “ICSID Convention”)

Ratified by Uzbekistan in August 25, 1995

 

-       1994 Energy Charter Treaty (the “ECT”)

Ratified by Uzbekistan in December 22, 1995

and other Bilateral Investment Treaties (the “BIT”)

Thus, each of the above international agreements may give rise to direct access to foreign arbitration where both parties have expressly agreed to that in the arbitration agreement. In fact, most arbitration courts require written consent of both parties to arbitrate (“ratione voluntatis”).  For example, pursuant to Article 25 of ICSID Convention foreign investors shall input arbitration clause consenting to ICSID arbitration. No unilateral offer is taken into consideration, meaning that such consent shall be mutual in arbitration agreement and apply equally to each party.

Another opportunity to skip domestic courts arises in cases where such consent is given by the state in international investment treaties like BITs. There are currently 46 bilateral investment treaties in force to which Uzbekistan is a party. If home state is a party to BIT, the investor of this country obtains a set of standard guarantees, which inter alia may include right to access international arbitration. For instance, some BITs with Uzbekistan, like Switzerland - Uzbekistan BIT (1993), Japan - Uzbekistan BIT (2008) envisage right to lodge claim directly to the arbitration court.

Otherwise, there may be viewed other types of ISDS in BITs, providing either domestic court or foreign arbitration as alternative, so-called fork-in-the-road-clauses. For example, Russia-Uzbekistan BIT (2013) or China-Uzbekistan BIT (2011), eschew the necessity to go through domestic courts, provided the parties injected relevant dispute-resolution mechanism in their arbitration agreement. It needs to be recognized that BITs with fork-in-the-road-clauses are the commonest of other types of ISDS.

Though rarely, but one may stalk with BITs, which bar arbitration with the prior resort to local remedies. As a rule, such ISDS clauses can be met in old BITs like Iran - Uzbekistan BIT (2000).

Should there be no BIT or arbitration agreement on which the foreign investor may rely, international arbitration may become available on the basis of the multilateral investment agreements (MITs) like ECT, which contain the state’s unconditional consent to arbitration. In turn, ICSID Convention does not imply for whatsoever consent. Pursuant to its preamble the mere participation in ICSID Convention does not constitute consent to its jurisdiction. In fact, none of the MITs, ratified by Uzbekistan granted exclusive jurisdiction to international arbitration. For example, under Article 26 of ECT, investors may submit the claim before ICSID, Stockholm Chamber of Commerce or initiate a proceeding under UNCITRAL rules, but only before they had failed in the pursuit of their claims before the domestic courts. Moreover, one shall take into account the peculiar nature of ECT, whose disputes pursuant to Article 1 (6) are limited solely to the investment in the energy sector.

As may be seen, the access to the international arbitration may be given in multiple ways. Somehow or other, the proper drafting of arbitration clause or arbitration agreement between the parties is of vital importance for gaining access to international arbitration.

DRAFTING OF AN ARBITRATION AGREEMENT

The parties may decide on either an ad-hoc tribunal or institutional arbitration. Choice of fora is the key point for each arbitration agreement. At this stage the parties account for factors like price-performance ratio, reputation of the institution, overall speed of the proceedings, arbitrators’ expertise, etc. Below are the available venues for the foreign investor, which applied foremost in ISDS involving Uzbekistan:

ARBITRATION METHODS IN CASE OF MIXED (INVESTOR-STATE) DISPUTES

Method No.1

Name of the institution

Comments

Ad-hoc tribunal

                     −

An ad-hoc arbitration is one not administered by an institution (like LCIA, ICC, PCA or ICSID). Thus, to have an ad-hoc tribunal, parties need to prescribe in detail selection of arbitrators, arbitral procedures, place of administration, administrative support, appointing authority and other procedural issues.

As a rule, parties proceeding on an ad-hoc basis will often incorporate the 1976 UNCITRAL Arbitration Rules (revised in 2010) into their agreement. In fact, UNCITRAL Rules may be applicable both for an ad-hoc tribunal and institutional arbitration like ICSID or LCIA.

Method No.2

Name of the institution

Comments

Institutional

ICSID

International Centre for the Settlement of Investment Disputes (ICSID) worth particular attention in this context.

It was established in accordance with the Convention on the Procedure for the Settlement of Investment Disputes between States and Foreign Persons (1965) under the aegis of the World Bank. 

 

In comparison to the other institutions, ICSID sets stricter criteria for the access to its arbitration:

i)             nationality criteria (ratione personae);

ii)            investment criteria (ratione materiae);

iii)           time criteria (ratione temporis).

Regardless of these criteria, foreign investor’s home and host country shall be ab initio parties to the ICSID Convention.

 

PCA

Permanent Court of Arbitration (PCA) is the unique institution for dispute-settlement. PCA, first established by the 1899 Hague Convention for the Pacific Settlement of International Disputes, is considered as one of the oldest institutions for ISDS. PCA provides administrative services for the arbitration, taking a role of appointing authority for arbitrators, by use of its arbitration rules like UNCITRAL rules or by providing support to the arbitration case.

 

other institutions

Among other most preferrable international arbitrations institutions for the transfer of investment disputes with Uzbekistan may be marked International Chamber of Commerce (ICC), London Court of International Arbitration (LCIA), Singapore International Arbitration Centre (SIAC), mostly formed on the basis of their own rules or 2010 UNCITRAL.

Individual attention shall be paid to Tashkent International Arbitration Centre (TIAC) – an institution established in 2018, which has a growing tendency to be opted for the forum in arbitration agreements with Uzbekistan. TIAC’s process is formed on the basis of TIAC Rules of Arbitration.   

As can be seen, the investor is provided with a wide range of dispute venues. At this stage, investor needs to make a proper choice of forum relying on the feasibility of enforcement of the particular court/tribunal’s decisions. For this purpose, it advisable to choose seat of arbitration in the country which is a party to the 1958 New York Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards (the “New York Convention”).

Additionally, one shall take into account the specific nature of the contractual relationship with the state, which, unlike an ordinary contracting party enjoys the right of sovereign immunity. Therefore, to escape undesirable procedural consequences, a state may waive its jurisdiction by including a waiver of sovereign immunity clause in the arbitration agreement. However, it is understandably difficult to obtain such a clause and the foreign investor must have a strong bargaining position to obtain it. It is also important to understand that such clause must not contradict national law, as otherwise it will be considered null and void.

Further to this, foreign investor shall procure the proper choice of forum included in the arbitration clause of the investment agreement, so that the arbitration court or tribunal ensures it has competence to adjudicate the case (kompetenz-kompetenz doctrine).

Should all of the criteria been met, arbitral awards in investor-state disputes shall be deemed final and non-reversible to another arbitration or domestic court (res judicata). Recognition and enforcement of foreign arbitration’s court decisions on investment disputes can be made either through New York Convention or the ICSID Convention.

Arbitral awards under the ICSID Convention are automatically enforceable, whereas the arbitral awards under the New York Convention require both recognition and enforcement. The process of enforcement itself is carried out by the economic courts of the Republic of Uzbekistan. In addition, Uzbek courts apply the rules and provisions of the Economic Procedural Code, the Law “On enforcement of judicial decisions and acts of other bodies” No. 258-II as of August 29, 2001 and other legal and regulatory instruments for the recognition and enforcement of arbitral awards. 

CONCLUSION

A recent increase in the inflow of foreign capital in Uzbekistan has led to a natural increase in investor-state relationships that spilled over the jurisdiction of one country. Foreign investors seek to resolve disputes at the international level relying on the principle of diplomatic protection. As a counterbalance to this, Uzbek law limits resort to arbitration by its national law. Regardless of that, investors do have a gateway to international forum in a number of ways.

Direct access to arbitration would be granted to the foreign investor if the state gives written consent to arbitrate through arbitration agreement, which relies on MIT or BIT. Above that, investor may also have a direct recourse solely under BIT, save its ISDS provisions provide for the different order.

In other scenarios, investor has to go through mandatory stage with domestic courts first and only after that file the claim against state on the international fora.

Download→

Author: Malika  Khushmatova, Associate

GRATA International, Uzbekistan

Locations
Stay up to date with the latest legal news, publications and events: